Экспертизу проходит:

Законопроект О ликвидационных фондах недропользователя Перейти к законопроекту »


Авторизуйтесь

  • 0 0 История возникновения законопроекта "О ликвидационных фондах недропользователя"
    04.11.2014

    В соответствии с Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр. Однако, несмотря на то, что с момента принятия закона прошло более 20 лет, до настоящего времени в России не разработана нормативно-правовая база, финансово гарантирующая выполнение необходимого объема ликвидационных работ, что позволяет недропользователям применять различные способы ухода от этих обязательств, включая минимизацию средств на ликвидационные работы еще в предликвидационном периоде.

    Конечно, необходимо отметить, что отдельные сфере недропользования получили свое специальное закрепление, например, в целях обеспечения экологической безопасности от возможных разливов нефти при ее добыче на шельфе, исключительной экономической зоне и территориальном море разработан и вступил в силу с 1 июля 2013 года Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Указанный закон устанавливает обязанности организаций, осуществляющих деятельность на морских акваториях, принимать соответствующие меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. С 1 июля 2013 года эксплуатирующая организация обязана выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий в рамках данного плана, а также создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности (в том числе системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов), системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов. Кроме того, с 2013 года во всех вновь выдаваемых лицензиях в Арктике фиксируется обязанность недропользователя иметь апробированные технологии по ликвидации разливов нефти в ледовых условиях.

    Но важно обратить внимание на тот факт, что при разработке месторождений образуется значительное количество буровых шламов, зачастую загрязненных нефтью и химическими реагентами, используемыми при бурении скважин, а также строительный мусор и бытовые отходы. При этом в проектной документации на обустройство месторождений и строительство эксплуатационных скважин предлагаются, как правило, «традиционные решения» по размещению производственных отходов, в том числе и буровых шламов, на полигонах и захоронения в шламовых амбарах. Предлагаемые в отдельных проектах решения по утилизации буровых шламов после соответствующей подготовки в качестве компонента строительных смесей не обеспечены нормативной базой.

    Минприроды России неоднократно поднимался вопрос и предлагались меры по обеспечению вывода из эксплуатации объектов недропользования в связи с выработкой месторождения. Риски экологического характера при выводе объектов недропользования из эксплуатации связаны с брошенными объектами горных работ - шахтами, карьерами, отвалами, скважинами, шламовыми амбарами и иными объектами накопленного экологического ущерба, в том числе «советского периода». Основной проблемой здесь является то, что обязательства недропользователей по выполнению полного комплекса ликвидационных работ надлежащим образом не подкреплены ни со стороны нормативной правовой базы, ни со стороны материально-технического, в первую очередь - финансового обеспечения.

    По итогам совещания о недропользовании и транспортировке углеводородов на Каспии премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Министерству природных ресурсов, Министерству энергетики и Ростехнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием компаний-недропользователей проработать до 5 ноября 2013г.вопрос создания специальных фондов из средств недропользователей для ликвидации экологических последствий пользования недрами.

    Интересным будет рассмотреть опыт по созданию ликвидационных фондов в зарубежных странах. В Казахстане, чтобы гарантировать ликвидацию использованных месторождений, открывают специальный депозитный счет в любом банке на территории республики. Размер ежегодных выплат устанавливается индивидуально в рамках каждого контракта на недропользование, при этом минимальный размер отчислений составляет один процент от ежегодных затрат. В Азербайджане компании открывают специальные эскроу-счета в банках с надежной репутацией. Размер и порядок отчислений устанавливается в рамках каждого контракта. В США используются различные механизмы, среди которых и размещение средств на депозитах, и гарантия от банка, входящего в утвержденный список. Популярными методами также являются размещение средств в траст-фонде, предоставление корпоративной гарантии, другие формы ценных и гарантийных бумаг, залог активов. Основная часть механизмов предусматривает размещение средств компаний на спецсчетах на начальной стадии проектов. Например, в США компании размещают на счетах примерно две трети от общей суммы, необходимой на проведение ликвидационных работ, в соответствии с выбранным инструментом и статусом компании. Такие механизмы замораживают средства на длительный срок. Из них наиболее щадящий для экономики проекта - перечисление в ликвидационный фонд отчислений пропорционально добыче. Постепенное аккумулирование денежных средств - ключевой подход к финансовому обеспечению ликвидационных работ, другие способы выступают лишь как дополнительные опции к нему.

    Оставьте свой коментарий

    Отправить